- Главная - Новое - Биография - Произведения - Статьи - Фотографии - Видео - Ссылки - Контакт -
- Интервью - Литовская литература - Карта сайта -


Lithuanian Literature ~ Литовская литература


    Считается, что литовская литература развилась относительно поздно по сравнению с другой европейской литературой. Ее классические основы заложены в 18 веке произведением "Времена года" Кристийонаса Донелайтиса. Эта поэма впервые опубликована Людвигом Реза в 1818 году не на литовском, а на немецком языке. Интенсивное развитие литовской литературы началось в 19 веке, так что не кажется удивительным, что после Майрониса только 20 век дал литовской литературе ее выдающихся классиков. Причины этого нужно искать в политических событиях времени. Для формирования литовской нации 19 век решал все. В это время, когда литовцы начинали бороться за свою свободу, литовская интеллигенция бралась, в частности, за защиту национальной идентичности.
    Первой литовской книгой признается "Катехизис", (составитель - Мартинас Мажвидас, 1547).

Донелайтис
Донелайтис
на OZON.RU

    При сопоставлении с первыми книгами народов-соседей литовцев - пруссов, латышей, эстонцев, финнов бросается в глаза то, что "Катехизис" Мажвидаса более универсален, сложен и самостоятелен, в нем нет вспомогательных текстов на других языках. С этой точки зрения книга выходит за рамки содержания и назначения катехизиса в его привычном понимании. В ней - шесть частей, каждая из которых могла бы существовать самостоятельно: краткое стихотворное посвящение-обращение к родине - Великому Княжеству Литовскому, обращение к представителям духовного сословия (то и другое - на латыни), довольно обширное рифмованное предисловие светского характера, букварь, катехизис (всего четверть текста), сборник псалмов с нотами. И в каждой чувствуется позиция автора, взгляд на реальность и духовность формирующейся литовской протестантской интеллигенции, отмеченный печатью сложного и напряженного времени.
    Рифмованное предисловие - это предтеча художественной литовской литературы, оно имеет важное значение для истории литовской культуры и книги. Здесь впервые появилось литовское слово "knyga", точнее "knygele" (до XVIII века существовала лишь форма множественного числа), дается характеристика состояния родного языка:

Катехизис
Катехизис Мажвидаса
Мажвидаса

Братья, сестры, берите меня и читайте,
И, читая, уразумейте.
Науку (знания) эту родители ваши жаждали иметь,
Однако никак не могли получить.


    Книга Мажвидаса появилась не вдруг и не на пустом месте. До нее был продолжительный бесписьменный период развития, давший название и языку - литовский, и территории, на которой он был распространен, - Литва (первое упоминание - в 1009 году в Кведлинбургских анналах). Литовский народ выражал свои взгляды и чаяния в богатом устном творчестве, создавая песни-дайны, сказки, предании, пословицы и т. п. В 13-14 вв, в период создания и упрочения централизованного государства - Великого Княжества Литовского - создана обширная письменность на латинском, польском, немецком, русском и старобелорусском языках. Основные памятники этого периода - Литовская метрика, Литовский статут и Литовские летописи. Одновременно формировалась и традиция литовского письма. Литовские слова проникали в государственные и юридические документы, литературно-историографические работы, книги с описанием религиозных обрядов в полной мере дали о себе знать в документах, связанных с крещением Литвы. Существует предположение, что первыми писать по-литовски начали монахи-францисканцы. Видимо, не случайно на чистых листах и на полях древних книг из их библиотек много рукописных литовских фраз и слов.
    В Статуте синода Вильнюсской епархии (1528) руководителям церковных учреждений настоятельно вменяется в обязанность преподавать ученикам, как на польском, так и на литовском языке. Проповедники из монастырей, викарии, учителя сами переводили на литовский Евангелие, катехизис, а также молитвы и проповеди или переписывали тексты у тех, кто делал это более квалифицированно. Так что уже к началу XVI века религиозных текстов на литовском языке должно было накопиться немало. Надо полагать, было много и образцов эпистолярного жанра, принадлежащих главным образом перу дворян, не отрекшихся от своей национальности, студентов-литовцев, обучавшихся в университетах Европы и поддерживавших связи с близкими на родине.

    В 16 - 17 вв. создавалась главным образом религиозная литература (М. Даукша, И. Бреткунас, К. Ширвидас, Д. Клейнас, С. Славочинскис, и др.). В 17 - 18 вв. появились на литовском языке и художественные произведения светского содержания (эпиграммы, поэмы, письма в стихах А. Шимельпенигиса, К. Милкуса, и др.).

    Главной задачей литовской интеллигенции начала 19 в. было обоснование гражданских прав родной литературы. С этим связан повышенный интерес к истории народа, к его духовной культуре и языку. В начале века появляется первая история Литвы на литовском языке ("Деяния древних литовцев и жемайтийцев", С. Даукантас), начинают собирать, издавать и изучать народные песни, зарождается литературная критика, филология. В 1-й половине 19 в. литовскую литературу успешно развивали поэт Д. Пошка - автор поэмы "Мужик Жемайтии и Литвы" (опубл. 1886), поэты и фольклористы Л. Реза, А. Клементас, С. Станявичюс и др.

С. Даукантас
Даукантас

    Антанас Клементас начал писать на литовском и польском языках еще в конце 18 в. В юмористических и сатирических стихотворениях, эпиграммах, анекдотах, идиллиях он не только высмеивает человеческие пороки, но и воспевает радость бытия.
    Общественным и культурным деятелем, ученым, литератором был Дионизас Пошка. Поэзия Пошки разнообразна, это - исторические, дидактические, сатирические стихотворения, идиллии, оды, панегирики и эпиграммы. Поэт учит с уважением относиться к прошлому своего народа, любить родной язык. Он резко осуждает крепостное право. Наиболее значительное его произведение - поэма "Мужик Жемайтии и Литвы". Пошка прославляет крестьянина и его труд - основу существования общества, высмеивает мораль помещиков, которые лицемерно сочувствуют крестьянину.
    Популярнейшим поэтом своего времени был Антанас Страздас - выходец из крепостных, священник, автор сборника стихотворений "Песни светские и духовные" (1814), многих стихов, которые распространялись в рукописях или устно, становились народными песнями. Страздас соединил в своем творчестве две поэтические культуры - литературную и фольклорную. Он осуждал социальное угнетение человека, возвеличивал труд земледельца, поэтизировал природу как источник всяких благ и духовного удовлетворения. Его поэзия исполнена народного оптимизма и жизненной силы.
    Людвикас Реза жил в Восточной Пруссии. Он был поэтом, переводчиком, историографом, но главное значение в истории литовской литературы имеет его деятельность как критика, издателя и фольклориста. Реза опубликовал оставшиеся до того времени в рукописях сочинения К. Донелайтиса: в 1818 г. - поэму "Времена года", в 1824 г. - басни (вместе с переводами на литовский язык басен Эзопа). Во введении к изданию "Времен года" он представил основоположника литовской литературы - большого национального поэта, сравнил его поэму с классическими произведениями других народов. В 1825 г. Реза выпустил сборник литовской народной поэзии "Дайны", во вступительной статье к которому дал характеристику содержания и формы литовских дайн, признавая за ними большую эстетическую ценность.
    Участник восстания 1831 г. Сильвестрас Валюнас вошел в литовскую литературу главным образом как автор "Песни о Бируте" (1828), близкой народной поэзии. Он романтически воссоздает сохранившуюся в летописи легенду о литовском князе Кестутисе и его жене весталке Бируте. В произведении возвеличивается прошлое Литвы, проводится мысль о единстве балтийских народов. Валюнас, кроме того, писал на литовском и польском языках произведения сатирического и философского характера, в которых высмеивал пороки существующего строя, рассуждал о смысле жизни.
    Заметной фигурой в литовской литературе был Симонас Станявичюс, воспитанник Вильнюсского университета, поэт (сб. "Шесть басен", 1829), литературный критик, фольклорист, историк. В его оде "Слава жемайтийцев" звучит идея национального возрождения, вера в будущее литовского народа. В ней ощущается романтическая струя, высокая риторика соединена с живым языком. В баснях Станявичюс обращается к злободневным вопросам жизни литовского народа. Так, например, в басне "Домовые" он выступает против крепостничества, в басне "Лошадь и медведь" аллегорически показана тяжелая доля литовских крестьян.

    После подавления восстания 1830-1831 гг. царское правительство закрыло Вильнюсский университет и ряд средних школ. Но и в этих неблагоприятных условиях национальная культура продолжала развиваться. Издавались труды по истории литовского народа, рос интерес к изучению родного языка, еще больше внимания стало уделяться фольклору. Зародилась литовская периодика. Особую роль сыграли выходившие с 1846 г. календари, в которых публиковались и художественные произведения. В это время работает основоположник литовской художественной прозы М. Валанчюс (повесть "Юзе из Паланги", опубл. 1869, сборники дидактических рассказов), поэт А. Венажиндис, отразивший в своих песнях угнетённое положение народа. В поэме А. Баранаускаса "Аникщяйский бор" (опубл. 1860), оказавшей воздействие на дальнейшее развитие литовской поэзии, воспета красота природы, в образе гибнущего леса показано социальное и национальное угнетение народа.
    Первые произведения литовской прозы дидактичны, они, как правило, связаны с распространением в народе научных и хозяйственных знаний, с задачами нравственно-религиозного воспитания. Основные жанры - притча, рассказ, повесть. По структуре и стилю дидактическая проза во многом соприкасается с фольклорными жанрами. Эмпирический характер ее стиля в значительной мере обусловлен стремлением приблизиться к читателю, ориентацией на психологию крестьянина.
    К середине века изменился и характер литовской поэзии. Почти полностью исчезли такие жанры, как ода, эпиграмма, послание, на смену им пришли лирическое стихотворение, баллада и песня. Стали заметнее проявляться романтические тенденции. Поэты обращаются к политическим и философским темам, к идеям утопического социализма.
    Родоначальником литовской философско-политической поэзии стал Киприонас Незабитаускис-Забитис. Его творческое наследие составляют написанные в эмиграции во Франции стихи. Автор критически относится к социально-политическим отношениям, господствовавшим в Европе того времени, клеймит клерикализм и деспотию, противопоставляя им утопическое общество будущего в духе христианского социализма. Поэзия Незабитаускиса-Забитиса тяготеет к публицистике, риторическому стилю. Поэтичностью и лиризмом отличаются те произведения, в которых больше ощущается личность самого поэта и его тоска по родине.
    Культурная жизнь оживилась в конце 19 в., когда возникли буржуазное национальное и революционное рабочее движения. Началось массовое распространение запрещенной литовской печати, стали регулярно выходить нелегальные литовские газеты, выдвинулся ряд выдающихся писателей, публицистов, сформировался литературный литовский язык.
    Активная борьба за сохранение и развитие национальной культуры велась на два фронта - против русификации, проводимой царскими властями, и против полонизации, исходившей из дворянской среды (большинство поместий в Литве принадлежало польской шляхте или ополячившимся литовским дворянам). Значительное место в литературе этого периода заняли: публицист и писатель В. Кудирка, поэт П. Вайчайтис, представитель романтического направления поэт Майронис (псевд. И. Мачюлиса).
    Поэзия Майрониса ("Весенние голоса", 1895) сыграла значительную роль в развитии стихосложения и поэтики, в формировании литературного языка. Революционно-освободительные устремления демократической интеллигенции ярко выражали поэт И. Мачис-Кекштас, писатель Ю. Андзюлайтис-Кальненас, сблизившиеся с рабочим движением и в отдельных своих произведениях выступавшие с пропагандой социалистических идей. Во 2-й половине 19 в. видными собирателями литовского фольклора были А. Юшка, Й. Басанавичюс и др. В конце 19 - начале 20 вв. более разнообразными стали жанры и формы литературы, начала развиваться детская литература, появились литературно-критические и литературоведческие работы. В литературе утвердился критический реализм, вершиной которого стало творчество писательницы Жемайте (псевд. Юлии Бенюшявичюте-Жимантене).
    Творческое наследие Жемайте составляет шесть объемистых томов. Больше всего произведений, особенно в начальный период, она посвятила семейной теме. Писательница увидела немало трагизма и горя в браках по расчету. Наиболее широко и ярко эта проблема отражена в рассказе "Сноха" (1896), героиня которого стала жертвой материального расчета. Израсходовав душевные и физические силы в борьбе с невежеством и равнодушием, она умирает в одиночестве. Подобную тяжелую трагедию показала Жемайте в психологической повести "Пятрас Курмялис" (1896-1898). Немало места Жемайте уделила отображению экономического положения народа. Интерес к социальным вопросам обострялся нарастанием классовой борьбы в Литве и распространением социалистических идей. Писательница изображала тяжелую жизнь батраков, безземельных крестьян, рабочих маленького городка. Впервые в литовской литературе она обратилась к теме классовых противоречий (повесть "У имения", 1902). Критически относясь к религиозным пережиткам, писательница создала немало сатирических образов, высмеивающих двуликую мораль духовенства. В произведениях Жемайте привлекает искренняя озабоченность положением страдающего человека, емкое народное слово. Писательница изменила принципы литовского прозаического повествования: ввела выразительные и содержательные детали, создала противоречивые характеры.

В. Кудирка
Винцас Кудирка
Й. Басанавичюс
Йонас Басанавичюс
Жемайте
Жемайте


    Чтобы понять ход развития литовской литературы в 20 веке, полезно вспомнить коротко самые важные исторические события этого периода:
    1) В начале 20 в. идея независимого литовского государства укреплялась в сознании общественности. Первым внешним признаком этого стала отмена запрета печати, действовавшего с 1864 по 1904 г. Это было время, когда так называемые "книгоноши" рискуя своими жизнями, распространяли в Литве литовскую печатную продукцию, которая была напечатана, в частности, в Восточной Пруссии. Представители прогрессивной русской интеллигенции также поддерживали литовских коллег при исполнении их книжных проектов, как это случалось в академии в Санкт-Петербурге и в университете Казани.
    2) С отменой запрета прессы в 1904 году и направленной против царизма русской революцией в 1905-1907, ситуация разрядилась и для литовцев. Это означало, что они могли теперь публично обсуждать вопросы национального развития, в том числе и в печатных органах.
    3) Первая мировая война, напротив, принесла неуверенность, так как никто не знал, в каком направлении события станут развиваться дальше.
    4) В этой связи Октябрьская революция в России представляла исключительно важный фактор. Чем больше ослаблялся царизм, тем больше выигрывали национальные идеи.
    5) Они достигли высшей точки при основании в 1918 году Литовской республики. Отныне художники, писатели, другие работники умственного труда обратились к идеям художественного оформления национального тождества. Результатом этих устремлений явилась, в частности, деятельность комиссии по выпуску книг, которая подчинялась Министерству образования и занималась изданием авторов 19 столетия, а также художественных произведений периода 1918-1940 гг. Это - время существования первого литовского государства, которое способствовало - несмотря на политические сложности - интенсивному развитию литовской литературы и прикладного искусства. Именно этот период дал литовской литературе ее классиков, про которых почти можно сказать, что они до сих пор не превзойдены более поздней литературой 20 столетия.
    6) Глубокий след в литературной жизни оставили события, непосредственно связанные со Второй мировой войной. Вспомним здесь только о пакте Сталина - Риббентропа, в котором две великие державы определили сферы своего влияния в Восточной Европе без какого-либо внимания к национальной целостности. Для Литвы это означало потерю ее государственной независимости, подверженность всех слоев населения и национальных меньшинств репрессиям сталинской системы, угнетение и сокращение числа евреев и жителей Литвы во время немецкой оккупации и т.д. В это время одна треть населения Прибалтики была уничтожена физически.
    7) Послевоенное время в Литве вплоть до 50-ых годов характеризовалось борьбой так называемых лесных братьев, которые укрылись в литовских лесах, чтобы оттуда выступать против советизации.
    8) В ходе наступившей после Второй мировой войны коллективизации были разрушены основы традиционной сельской общины. Вместе с этим потрясения коснулись самого основания национального культурного бытия.
    9) Одновременно наступило время идеологического воздействия на искусство, которое продолжалось в Литве с 1945 по 1988. Законы психологии художественного творчества повсеместно и широко игнорировались, подчинялись мифу о создании человека нового советского типа. Однако вопреки сильнейшему давлению художники и писатели искали области и ниши, в которых были бы возможными их самостоятельные пути.
    10) Период национального возрождения с 1988 по 1990 открыл дорогу к эпохе нового создания независимого литовского государства.
    11) С 1990, года нового провозглашения независимости литовского государства наступает современный этап развития литовской литературы, который характеризуется и ее новыми проблемами.

Периодизация развития литовской литературы в 20 столетии до сих пор является вопросом дискуссий. В качестве рабочего варианта можно использовать ту, что предложена немецким исследователем Лиане Кляйн:

    1) литература в начале 20 века (1900 - 1918)
    2) литература первой половины 20 века (в 1918-1940)
    3) литература середины 20 века (в 1940-1955)
    4) литература второй половины 20 века (в 1956-1988)
    5) современная литература после 1988 года

    1) литература в начале 20 в. (1900 - 1918)

    Как уже отмечалось - это время прихода в литературу нового поколения, с чем, в свою очередь, связано и появление новых жанров. Следуя традициям литовской романтики и реализма, писатели искали новые художественные формы выражения. Они разрабатывали новые темы и постановки проблем. Среди авторов этого времени выделяются Йонас Билюнас, Габриэле Пяткявичайте-Бите, Лаздину Пеледа, Шатриёс Рагана (псевд. М.Пячкаускайте), Юозас Альбинас Гербачяускас, Габриелюс Ландсбергис, София Чюрлёнене-Кимантайте, Юлиус Янонис, Видунас, Едмунтас Степонайтис, Юлийонас Линде-Добилас, Зигмас Гайдамавичюс-Геле, Мотеюс Густайтис (США), Клеопас Юргелионис (США) и Игнас Шейнюс (Швеция).

    Наиболее значимым представителем этого периода считается Йонас Билюнас. Еще в годы учебы в Лиепайской гимназии он включился в прогрессивное движение учащихся, читал К. Маркса, Ч. Дарвина, позднее примкнул к социал-демократической партии Литвы, поддерживал близкие отношения с В. Капсукасом, К. Ясюкайтисом. Живя в промышленных центрах (Шяуляй, Паневежис), вел агитационную работу среди рабочих, писал публицистические статьи и брошюры, пропагандировавшие социалистические идеи. Его раннее творчество (1901-1903) проникнуто мятежным духом. В рассказах "Первая стачка", "Без работы", "На дороге" он воспевал единство рабочих, их борьбу за свои права, размышлял о причинах социального неравенства. Это были первые образцы пролетарской литовской прозы. В них обнаружилась и лирико-психологическая направленность таланта Билюнаса, которая особенно проявилась после 1904 г., когда писатель, лишившись права учиться в университетах Российской империи, уехал для продолжения образования в Германию, а затем в Швейцарию.

Й. Билюнас
Йонас Билюнас

Заболев туберкулезом и отойдя от активной политической деятельности (в 1905-1907 гг.) писатель жил преимущественно в Закопане (Польша), там он и умер. Билюнас интересовался в первую очередь внутренним миром человека, испытавшего социальную или моральную обиду. Разрабатывая свои темы, Билюнас не случайно обратился к эпохе крепостного права. Он стремится воспроизвести быт крепостного крестьянина во всех его мелочах; отдельные детали помогают раскрыть моральные обиды, оставившие след в судьбах целых поколений ("Звезда", "Палка"). Теме крепостной жизни посвящено и самое крупное его произведение - "Печальная повесть" (1907), изображающая восстание 1863 г. в Литве, хотя смысл этой повести шире изображенных в ней событий: произведение вызывает аналогии с революцией 1905-1907 гг. В произведениях на современную тему Билюнас проявляет себя великим гуманистом и чутким психологом, умеющим уловить тончайшие нюансы человеческих переживаний. Писатель часто опирается на личный опыт, впечатления детства. Билюнас создал подлинные шедевры литовской новеллистики - "Конец Брисюса" (1906) и "Попал в цель" (1906). Таким образом, в литературную историю Билюнас вошел как "печальный гуманист". Его творчество будит сочувствие к людям, которые сломаны жизнью. В своих произведениях писатель стремится показать, что человек, если уж он все равно был рожден, должен эту жизнь принимать. По его мнению, людям было бы легче в их жизни, если бы они вели себя по отношению друг к другу более человечно. В этом заключена сущность его гуманизма. В качестве еще одного примера, можно привести рассказ "Попрошайка", в котором сын выбрасывает старого отца из дома. Он, вынужденный вследствие этого выпрашивать себе ежедневный хлеб, тем не менее, принимает жребий. Рассказ Билюнаса подразумевает тихое сожаление о том, что человеческое сосуществование отца и сына больше не возможно. Подобные ноты звучат и в рассказах, в которых проникновенно говорится о судьбах животных. Автор стремится проникнуть в психику своих героев - живых существ, которые беззащитны перед человеком - и описывает реалистичное развитие событий с их точки зрения. Это тоже было вполне новым направлением в литовской литературе.
    Наряду с Билюнасом выступает Габриэле Пяткявичайте-Бите. Свое творчество она посвятила преимущественно анализу проблем альтруизма и филантропии. Прозу Г. Пяткявичайте-Бите отличает от творчества ее современниц углубленный анализ проблем воспитания. В самом удачном рассказе "На милость божью" (1905) через историю соблазненной батрачки писательница показала всю несостоятельность филантропии: перед лицом трагической ситуации филантропия оказывается лицемерной иллюзией, к которой прибегают экзальтированные люди в надежде "заткнуть трехрублевкой бездну нищеты". В творчестве Пяткявичайте-Бите отразились явления, связанные с литовским национальным движением, а также борьба с царизмом; в рассказе "Из водоворота жизни" (1903) показана связь литовского национального движения с революционной борьбой русского народа. После 1905 г. Г. Пяткявичайте-Бите мало внимания уделяет художественному творчеству, она принимает активное участие в литературных диспутах с модернистами по поводу судеб реализма. Реализм она считала методом, наиболее способным выразить злободневные социальные и моральные проблемы и самым приемлемым для понимания широкими массами читателей. К художественному творчеству писательница возвратилась только после первой мировой войны, написав такие крупные произведения, как "Дневник военных лет" (1925-1931) и роман "Ad astra" (1933).
    Две следующие писательницы были сестрами: Софья Пшибиляускене и Мария Ластаускене (в девич. Иванаускайте); они публиковались под псевдонимом Лаздину Пеледа ("сова Лаздинай"). Уже в первых реалистических повестях "Сирота" (1898) и "Скитателец" (1902) показано развращающее влияние помещичьего имения на деревню, осуждаются распри крестьян, их пьянство и другие пороки. Для этих повестей характерны интригующая фабула, живые диалоги, но, в то же время, и довольно искусственные ситуации, сентиментальные и морализаторские. В дальнейшем произведения Лаздину Пеледы становятся более зрелыми и самобытными (повесть "И исчезло как сон", 1908). В повести "Ошибка" (1908) революция 1905-1907 гг. изображена как анархистский бунт. В целом, однако, и это произведение написано с демократических позиций. Немало книг посвящено жизни рабочих, студентов, городской бедноты. В них откровенно осуждается капиталистический образ жизни, звучат революционные мотивы, сделана попытка прочертить перспективу будущего ("Новая тропа", 1912). Для творчества писательниц характерно изображение сильных характеров. По их мнению, именно характер имеет решающее значение для того, как человек справляется с жизнью. При этом они стремились показать через элегические размышления своих героев внутренние ценности человека.

    Другим интересным автором этого времени является Мария Печкаускайте, которая публиковалась под псевдонимом Шатриёс Рагана ("ведьма Шатрии"). Искренне сочувствуя обнищавшим и забитым крестьянам, она не разделяла радикальных социальных идей. Бытовую эпическую литовскую прозу Шатриёс Рагана начала вводить в русло лирико-психологического повествования. Всесторонний анализ проблем литовского национально-освободительного движения, поиски смысла бытия, тонкое восприятие природы и красоты, легкая, изящная форма - все это придавало популярность ее творчеству, несмотря на некоторый налет сентиментальности и дидактики. Шатриёс Рагана - автор ряда психологических новелл, но наибольшую популярность ей принесли повести "Виктуте" (1903), "Винцас Стонис" (1906) и "В старом поместье" (1922).

Шатриёс Рагана
Шатриёс Рагана - Мария Печкаускайте

"Виктуте" - первый значительный образец литовской психологической прозы. В повести, написанной в форме дневника, показан типичный для того времени духовный конфликт. Многих литовских интеллигентов, в том числе и саму писательницу, волновало: вправе ли человек любить и иметь личную жизнь, ведь борьба за патриотические и общественные идеалы требует самоотречения? Хотя решение этого конфликта несколько идиллично, но, раскрывая его, писательница затрагивает целый ряд актуальных проблем своей эпохи. Наиболее значительное и сложное произведение Шатриёс Раганы - повесть "В старом поместье". Отчасти это автобиографическое поветствование об идиллическом детстве, которое вспоминается как трогательный образ разоренного родного гнезда и позволяет автору осмыслить в исторической перспективе события конца XIX в., отношения между поместьем и деревней, коснуться "вечных проблем" смысла жизни и смерти, добра и красоты, взаимоотношений человека с природой. В повести упадок семьи представляется с точки зрения восьмилетнего ребенка, и, одновременно, исследуется его обратное влияние на психику маленького человека.
    Как философ выступает в литовской литературной истории Видунас, который происходил из малой Литвы, и правильное имя которого было Вильгельм Стороста (Вилюс Стороста). В его творчестве пересекаются пантеистический взгляд на природу с философским взглядом на мир. Это выражается, в частности, в размышлениях о сущности человеческого существования, судьбе, экстазе, поиске следов национальной особенности литовцев в прошлом, а также в синтезе символизма и неоромантизма. В драмах Видунаса преобладают патриотические и моральные темы. Наиболее значительными из них считаются трилогия драм "Вечный огонь", мистерия "Тени предков", а также трагедия "Мировой пожар". Творчество Видунаса не легко для понимания, так как его работы насыщены символами. Но в основе всего его творчества лежит идея духовного совершенствования человека. Видунас старается объяснить свою точку зрения на мир и различные нации в нем. Так огонь в драме "Вечный огонь" предстает символом всего определяющего в человеческой жизни, объединяет в себе жизненные и творческие силы. "Мне весь мир, вся жизнь, - пишет он во вступлении, - представляются символом могучей силы, в которой берут они свое начало. Отдельные люди, народы и даже века предстают перед моим мысленным взором как проявления великой тайны". Видунас возвращается к языческим представлениям литовцев, которые видели в огне воплощение жизни. Он философски анализирует развитие мировоззрения и моральных устоев литовцев. Он проявляет особенный интерес к религии, и заботу о формировании этических и национальных ценностей. И не смотря на то, что писатель стоял несколько в стороне от живого литературного процесса (большую часть своей жизни он провел в Восточной Пруссии), но его самобытная философия, многогранное творчество и борьба против германизации неизменно привлекали внимание литовской интеллигенции.

Видунас
Видунас
Ю. Янонис
Юлюс Янонис
Памятник Ю. Янонису
Казанское кладбище - памятник поэту Ю. Янонису
на Казанском кладбище
под Санкт-Петербургом


" ПОЭТ НЕ ЖРЕЦ, КУРЯЩИЙ ФИМИАМ
И ШЕПЧУЩИЙ В НОЧНОЙ ТИШИ МОЛИТВУ.
ПОЭТ - ТРУБАЧ, ЗОВУЩИЙ ВОЙСКО В БИТВУ
И ПРЕЖДЕ ВСЕХ ИДУЩИЙ В БИТВУ САМ "
                     / Юлюс Янонис /


    Юлюс Янонис вошел в литературу уже после революции 1905-1907 гг., но в его сознании глубоко отложились революционные события, отраженные впоследствии в поэме "В полночь осенью 1906 г.". В пятнадцатилетнем возрасте он уже пользовался большим авторитетом в тайном кружке учащихся. Учась в шяуляйской гимназии, он изучал произведения К. Маркса и В. И. Ленина, выступал на рабочих собраниях, распространял воззвания. Эвакуировавшись в годы первой мировой войны в Воронеж, основал там литовскую социал-демократическую ячейку, а, переехав в Петроград, участвовал в деятельности РСДРП(б). В 1916 г. его дважды арестовывали. Из тюрьмы освободила его Февральская революция. В это время он славился как оратор, принимал участие в качестве корреспондента в апрельской конференции большевиков, жил ожиданием новой революции.
    Ю. Янонис - первый литовский поэт, творчество которого отмечено влиянием марксизма. Главная тема его творчества - жизнь городского пролетариата, города, который стал для него символом прогресса, движения истории к социализму. Он ярко показал классовые противоречия, социальное неравенство ("Песня батрака", "Армия труда", "Видал ли ты?"), звал на борьбу с царизмом ("Песнь борцов", "Из рабочего катехизиса"), выражал веру в победу трудящихся ("К грядущему счастью", "Новое утро"). В стихотворениях, посвященных первой мировой войне, поэт отобразил народные страдания, бессмысленность войны ("Беженцы", "Идут войска"), выступал за превращение империалистической войны в войну гражданскую ("Вставай, Россия!"); создал стихотворение, в котором прославил победу грядущей социалистической революции ("Ave, vita, moriturus te salutat"). Выдвигая новые для литовской поэзии общественные темы и идеи, Янонис строит свои стихотворения как своеобразные микробаллады, где центральное место занимает событие, ситуация, портрет, контрастные образы. Выявляя пороки реального мира, Ю. Янонис глубоко раскрывал особенности мировосприятия и переживания человека. Его стихотворения строятся на напряженном внутреннем состоянии, резких виражах мысли.
    Юозапас Гербачаускас, воспитанник Краковского университета, симпатизировавший идеологии "Молодой Польши", увлекался творчеством С. Пшибышевского, С. Выспяньского и других польских неоромантиков. В 1908 г. он издал сборник статей "Терновый венец", приобретший значение литературного манифеста. Основной его тезис гласил: каждый писатель должен познать душу нации, ярчайшим образом проявляющуюся в народной мифологии. Литовская литература ему казалась устаревшим подражанием классицизму. Поддавшись влиянию литератур других народов, литовские писатели, по мысли автора, утратили оригинальный стиль, к тому же им мешал и узко понятый реализм.
    Сходные взгляды излагала и София Чюрлёнене-Кимантайте, жена художника М. Чюрлёниса. Она тоже призывала к поискам "национального духа", а будущее литовского искусства виделось ей на путях усвоения достижений западноевропейских культур.
    Импрессионизм в начале XX в. в литовской литературе ярче всего представлен творчеством Игнаса Шейнюса. Правда, его зачатки можно обнаружить и в поэзии А. Ластаса, К. Юргялёниса, в миниатюрах К. Пуйды, но лишь в прозе И. Шейнюса импрессионизм органически вытекал из мироощущения и мировоззрения автора.
    Игнас Шейнюс (Игнас Юркунас) считал искусство таинственным плодом вдохновения, вознесенным над временем и пространством; он видел единственную непреходящую ценность в индивидуальных переживаниях. И. Шейнюс с самого начала отказался от объективного описания и создавал художественные образы, исходя из противоречивых, постоянно изменяющихся и трудно поддающихся фиксации впечатлений. Его излюбленная форма - повествование от первого лица. Как писатель И. Шейнюс стал широко известен после выхода уже самых первых своих произведений: романа "Горбун" (1913), повестей "Волны бушуют" ( 1913-1914) и "Летний пир" (1914). Однако вскоре И. Шейнюс перешел на дипломатическую работу. В художественную литературу он вернулся лишь в 30-е годы.
    Реалистические традиции развивали поэты Й. Йоварас (псевд. Й. Крикщюнаса), Л. Гира, прозаик А. Венуолис-Жукаускас. Романтические тенденции проявлялись в творчестве писателей-реалистов В. Креве (псевд. В. Мицкявичюса), Вайжгантаса (псевд. Ю. Тумаса) и др. Зарождение пролетарской литературы связано с деятельностью критика-марксиста и писателя В. Мицкявичюса-Капсукаса.

    2) литература первой половины 20 в. (1918 - 1940)

    16 февраля 1918 была провозглашена независимость литовского государства. В этом событии писатели и художники приняли оживленное участие, так как тем самым создавались существенные предпосылки для расцвета литовской культурной жизни. В этот период возникают различные культурные организации, театры, художественные группы, школы и институты. Литовский язык становится государственным языком. Появляются все новые газеты, журналы, книги и радиопередачи на литовском языке, открывая тем самым новые возможности для реализации художественного творчества. Это время отмечено разнообразием литературных течений. Среди них важнейшую роль играло литературное движение "keturvejininkai", ("Четыре Ветра"). Творчество представителей движения характеризовалось стремлением к обновлению искусства и представляло собой что-то вроде собственного футуризма, использующего принцип неожиданного, особенно интенсивного и шокирующего воздействия. К наиболее значительным представителям "Четырех Ветров" относятся Казис Бинкис, Пятрас Тарулис, Антанас Римидис, Салис Шемерис и Юозас Жлабис-Жянге.
    Казис Бинкис считается самым выдающимся новатором литовской литературы в первой половине 20 столетия. Он порвал с консервативными способами изложения и искал новые формы выражения художественных образов. Исходя из традиций литовской литературы, он создавал что-то вроде собственного, литовского модернизма. Об этом свидетельствует и сборник его лирики "Сто весен". Похожие идеи нашли отражение в драмах "Поросль" и "Генеральная репетиция". Бинкис обосновывал в них собственное понимание литовского модернизма, в противоположность Гербачяускасу и Чюрлёнене-Кимантайте, которые с их эстетством отдавали приоритет модернизму западного типа. Позднее эту линию продолжил Юргис Савицкис, творчество которого обнаруживает много общего с творчеством Бинкиса, в то же время он стоял ближе к экспрессионистам. В своих стихотворениях он использовал необычайно ясные образы. Литовский литературовед Виктория Дауйотите-Пакерене считает, что его творчеству присуще особенное остроумие.

Казис Бинкис (второй слева)
Казис Бинкис (второй слева)

ВАСИЛЬКИ

Одна лишь синева в глазах,
И в небесах, и в поле.
Не видишь ничего в привольи, -
Лишь синева в глазах.
Зажмуришь их и дашь им волю,
И вдруг - улыбка на устах:
Одна лишь синева в глазах,
И в небесах, и в поле!

Из Казиса Бинкиса, перевод Евгения Шкляра

    В это время, время расцвета культурной жизни, время, когда начали формироваться нормальные отношения между обществом и живущей в нем личностью, проявились писатели, которые были признаны уже тогда и являются таковыми вплоть до сегодняшнего дня. Речь идет о таких авторах, как Антанас Венуолис, Юозас Тумас-Вайжгантас, Винцас Креве, Балис Сруога и Винцас Миколайтис-Путинас. Наряду с ними самостоятельной величиной стоит поколение таких поэтов, как Йонас Коссу-Александравичюс, Саломея Нерис, Антанас Мишкинис и Бернардас Браздженис.
    Напротив, совершенно иной дорогой шли Казис Борута, Антанас Вайчюлайтис, Пятрас Цвирка и Ева Симонайтите.
    Антанас Венуолис писал романтические легенды, реалистические повести, исторические и социальные романы. Он исследовал в своем творчестве традиционные нравы и обычаи, одновременно их критически анализируя. Много внимания уделял проблемам юных женщин и матерей, так в рассказах "Утопленница" и "Батрачка Алена" Венуолис разрабатывал характеры и судьбы людей, которые не принимались сельской общиной и которые были обречены на неудачу в рамках традиционных отношений. Через трагическое развитие событий, включенных в социальную проблематику крестьянских будней, писатель приходил к новым критериям человеческого существования. В своих романах "Гостья с севера" и "Министр" Венуолис рассматривает образ жизни городской интеллигенции, а также жизнь литовцев за границей. В романе "Перед наступлением дня" он описывает людей, их желания, поступки и нравственные колебания в период основания независимой Литвы. Венуолис в описании литовской деревни и города не только исходил из традиций литовской классической литературы, но дополнял и расширял их.
    Юозас Тумас-Вайжгантас соединил в своем творчестве черты романтизма и реализма. Он был писателем, который хотел объединить лучшие с общенациональной точки зрения из сохраненных традиционных ценностей, посвятил свой творческий дух, как выражается Дауйотите, поискам "алмазов литовской культуры". Он создал богатую, этнографическую панораму будней в Верхней Литве. Особенностью творчества Вайжгантаса было внимание к борьбе за национальную культуру, так как последняя воплощала для него источник национального сознания. Так в своем произведении "Проблески. Картины борьбы за культуру" ("Просветы") Вайжгантас отражает движение национального возрождения в Литве. Он также разрабатывал национальные особенности литовцев и их отражение в культурно-исторических процессах. Для Вайжгантаса природа, культура и общество являлись определяющими угловыми устоями человеческого существования, повседневным полем проявления которого выступает труд и жизнь внутреннего "Я". Романом "Проблески" Вайжгантас занял место в первых рядах стилистов литовской прозы. Богатейший язык, изобразительные средства, черпаемые из повседневной жизни и быта, умение уловить характерные черты описываемых явлений и быта, широкая галерея живописных портретов - все это в "Проблесках" налицо. К отрицательным сторонам творчества Вайжгантаса, кроме наивной идеализации, относятся публицистические элементы, вкрапливаемые в роман. К важнейшим произведеиям относятся также "Дяди и тетки" и "Немой". Писатель Винцас Креве брался за поиск корней жизненной стойкости своего народа и полагал, что находит их в сельской жизни. Он давал оценку частично устаревшим моральным принципам, и может возникнуть впечатление, что в его творчестве переплетаются романтические и реалистические черты, тем не менее, реалистические элементы преобладают. Как пример, можно привести здесь сборник рассказов "Под соломенной крышей", и рассказ "Колдун", в которых он выстраивает модель литовского характера. Также он подчеркивает любовь к природе, сдержанность, усердие, оседлость, религиозность и сбалансированность в характере литовцев. Для художественного оформления он использует образы сильных личностей из литовской истории, как, например, в его легендах " Предания Дайнавской старины". Таким образом, писатель старался показать, что живущие в деревне люди сохранили как традиционные обычаи, так и силы для духовного обновления. Творчество Винцаса Креве отчетливо способствовало формированию национального сознания.      Балис Сруога отличался особым драматизмом произведений. Его поэзии свойственен искренний, из самых глубин человеческой души извлекаемый лиризм. При этом человек и природа образуют для него неразрывное целое.

Ю. Тумас-Вайжгантас
Юозас Тумас-Вайжгантас
Л. Гира и В. Креве
Л. Гира и В. Креве
Б. Сруога
Балис Сруога


                (продолжение следует)












"В тени исполина" "Страшная ночь" "Казимир Сапега" "Доля предрассветная" "Лес богов" Штутхоф Винцас Миколайтис-Путинас "Меж двух зорь" "Пути и перепутья" "Дар бытия" "В тени алтарей" "Повстанцы" Юргис Балтрушайтис Йонас Коссу-Александравичюс Саломея Нерис Антанас Мишкинис Бернардас Браздженис (Бразджионис) Кестутис Настопка Казис Борута "Мельница Балтарагиса" Антанас Вайчулайтис "Валентина" Пятрас Цвирка "Будничные истории" "Земля-кормилица" "Мастер и сыновья" "Франк Крук" Ева Симонайтите "Судьба Шимонисов" "Вилюс Каралюс" Пятрас Цвирка Саломея Нерис, Костас Корсакас, Антанас Венцлова, Йонас Шимкус, Людас Гира, Теофилис Тильвитис, Юозас Балтушис, Витаутас Монтвила Юозас Балтушис Альбертас Юозенас Антанас Гудайтис-Гузявичюс. Паулюс Ширвис "Боевой товарищ" Йонас Авижюс, Миколас Слуцкис, Йонас Микелинскас, Витаутас Бубнис, Юстинас Марцинкявичус, Альбинас Жукаускас, Альгимантас Балтакис, Янина Дегутите, Альфонсас Малдонис, Казис Сая, Юозас Балтушис, Бронюс Радзявичюс, Ромуалдас Гранаускас, Юозас Апутис, Альбинас Бярнотас, Витаутас Бложе, Томас Венцлова, Марцелиюс Мартинайтис, Юдита Вайчюнайте, Сигитас Геда, Йонас Стрелкунас, Оне Балюконите, Гинтарас Патацкас, Корнелиюс Платялис, Эдмондас Келмицкас, Дональдас Кайокас, Вальдемарас Кукулас, Владас Бразюнас Юозас Грушас Альфонсас Беляускас Генрикас Радаускас, Марюс Катилишкис, Антанас Шкема, Казис Брадунас, Альфонсас Ника-Нилюнас, Генрикас Нагис, Альгимантас Мацкус и Люне Сутема Йонас Авижюс "Деревня на перепутье" "Потерянный кров" Миколас Слуцкис "На ветру" "Ночью сентября" "А часы идут" Юстинас Марцинкявичюс Йонас Ланкутис, "Прошу слова" "Для живых и мертвых" "Кровь и пепел" "Донелайтис" "Стена" "Дерево познания" "Миндаугас" "Мажвидас" "Собор" Янина Дегутите Казис Сая "Оратор" "Маньяк" "Пророк Иона" Юозас Балтушис "Сказание о Юзасе" Юозас Грушас "Барбора Радвилайте" "Союз" "Любовь, джаз и черт" Бронюс Радзявичюс "Большаки на рассвете (Предрассветные дороги)" Ромуалдас Гранаускас "Жизнь под кленом" Марцелиюс Мартинайтис "Баллады Кукутиса" Юдита Вайчюнайте Генрикас Радаускас. Витаутас Мачернис, Казис Брадунас, Альфонсас Ника-Нилюнас, Генрикас Нагис, Альгимантас Мацкус, Люне Сутема. Марюс Катилишкис "Прибежище" Антанас Шкема "Белый саван" Ричардас Гавялис, Юргис Кунчинас, Юрга Иванаускайте и Антанас Рамонас, Кястутис Навакас, Айдас Марченас, Сигитас Парульскис, Нийоле Миляускайте, Антанас Йонинас, Корнелиюс Платялис, Дональдас Кайокас, Юрис Келерас, Артурас Терешкинас, Живиле Билайшите


литовская литература - о литовской литературе - литовские писатели - история литовской литературы - пистели Литвы - литература Литвы

- Главная - Новое - Биография - Произведения - Статьи - Фотографии - Видео - Ссылки - Контакт -
- Интервью - Литовская литература - Карта сайта -


Rambler's Top100 KMindex